Технология замены ремня ГРМ на четырехцилиндровых дизельных моторах VW 1,6-1,9

Автор: Мезерницкий Александр Юрьевич (aka Alex Diesel)

Прежде всего, пока мотор не разобран и сохраняет работоспособность, необходимо убедиться в том, что вы сможете безболезненно собрать его. То есть необходимо проверить присутствуют ли и не повреждены ли установочные метки. К сожалению, очень часто наблюдаются случаи установки на мотор деталей от других версий. А также случаи применения при ремонте грубого инструмента или нецелевого использования установочных отверстий, либо вообще куча всяческих самодельных меток, вследствие чего на тот момент, когда вы решите ремонтировать свой мотор, меток на нем не окажется или они будут недостоверны. Поэтому, прежде всего необходимо сверить фазировку мотора.

Метки для фазировки. Главная и единственная метка в полном смысле этого слова это метка ВМТ на маховике. Она представляет собой строго выполненную риску (станочным образом) и рядом с ней цифру “0”. К сожалению и риска и ноль из-за грязи и коррозии частенько бывают плохо видны, и вы будете вынуждены ломать себе пальцы и терпеливо зачищать обод маховика шкуркой, чтобы уверенно сказать себе ЭТО ОНА!!!

ВНИМАНИЕ! на некоторых моделях (особенно старых и чаще всего на микроавтобусах) метка ВМТ расположена не на маховике, а на ободе корзины сцепления. В таком случае метка ВМТ представляет собой не риску, а отчетливую глубокую лунку, которая расположена на расстоянии примерно 5 и 7 сантиметров между двумя сигнальными штырями, расположенными на том же ободе корзины, что и сама лунка. К сожалению, очень часто один из этих штырей принимают за метку ВМТ, а прокрутить еще немного вперед и заглянуть дальше не догадываются.

ОТВЕТНЫМ РЕПЕРОМ для метки ВМТ является еле заметный бугорок размером с булавочную головку на изнаночной стороне колокола сцепления. Наблюдать его можно на краю контрольного отверстия, на колоколе. Делать это крайне неудобно, в работе помогут фонарь с фокусирующимся в точку лучом и зеркало на рукоятке. Кстати через это самое отверстие Вам придется зачищать маховик в случае нужды.

Следующий агрегат топливный насос высокого давления (ТНВД). В подавляющем большинстве случаев шкив ТНВД стопорится несложным резьбовым пальцем, который вставляется в специальное отверстие на шкиве и вворачивается в блок двигателя. Тут могут быть следующие подводные камни:

Распределительный вал соединен со своим шкивом конусным сопряжением без шпонки!

И пусть никого не смущает, что и на валу и на шкиве может оказаться шпоночный паз.
ШПОНКИ ТАМ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!!!
Это конструктивная особенность мотора. И если у Вас все же окажется шкив со шпоночным пазом, то это значит только то, что когда-то вам установили шкив от бензинового мотора. Шпоночный паз на распредвале это норма! Дело в том, что заготовка вала для бензинки и дизеля одинакова и все валы без разбора проходят некоторые общие операции. Отсутствие шпонок и меток на распредвале фольксвагеновских дизелей обусловлено тем, что эти моторы являются некоторым образом самоделкой. То есть дизельный мотор создавался не целенаправленно сам по себе, а возник как переработка бензинового мотора. Посему такой немаловажный агрегат как ТНВД установлен на жестяном (условно назовем) кронштейне. Такая конструкция не может выполняться с абсолютно жесткими допусками (да это в общем и не требуется), но в таком случае должен быть компенсаторный элемент, который будет нивелировать погрешности конструкции. Таким компенсаторным элементом, в данном случае, выбрано не фиксируемое соединение распредвала со шкивом. Попутно замечу, что на пяти и шестицилиндровых двигателях VW, где мы имеем дело с приводом ТНВД от противоположного конца распредвала, компенсаторных элементов уже два (по обоим концам распредвала).

Итак, ни распедвал, ни его шкив меток как таковых не имеют.

Контроль положения распредвала осуществляется вкладыванием контрольной пластины в специальный паз на заднем торце распредвала. Паз выполнен со смещением на валу таким образом, что если вал находится в правильном положении то, пластина, помещенная в паз будет одновременно опираться своими концами на головку блока. Если же между концами пластины и головкой блока есть расстояние, то это значит, что коленвал надо повернуть по ходу еще на один оборот. В этом и только в этом положении должны совпадать все метки:

Приспособления для фиксации ТНВД и распределительного вала весьма просты и могут быть изготовлены самостоятельно по месту. Фиксатор шкива ТНВД представляет собой палец с резьбой на конце. Размер резьбы М8, диаметр пальца таков, чтобы он плотно вставлялся в отверстие шкива ТНВД. В качестве фиксатора распредвала VW изобрел стальную пластину весьма замысловатой формы, что не вполне оправдано. Реально для этих целей вполне может быть использована ровная стальная пластина с размерами примерно 150 мм на 30 мм и толщиной около 5 мм. Главное требование, чтобы эта пластина плотно входила в паз и, в правильном положении распредвала, ей ничто не мешало обоими концами опираться на плоскость головки. Иногда для этого приходится отвинчивать некоторые кронштейны.

Только после того как вы убедились, что все метки обнаружены, и все они совпадают можно приступить к снятию ремня ГРМ, а затем и насоса. Прежде всего, надо ослабить затяжку переднего болта коленвала (болта крепления демпфера крутильных колебаний). Болт этот затянут исключительно сильно, часто с применением фиксирующих клеев. Так что отвернуть его будет весьма непросто. Болт имеет двенадцатигранную головку на 19. Самый простой способ отвернуть его следующий необходим жесткий не шарнирный (или шарнирный, но с надежной фиксацией) вороток с плечом около 40 см и торцевая головка с двенадцатью гранями на 19. Головка с воротком одевается на болт коленвала в такое положение, чтобы коленвал вместе с воротком мог провернуться примерно на четверть оборота, не встретив препятствия. Далее принимаются меры для предотвращения повреждения радиатора или других агрегатов вращающимся воротком. Возможно, что-то придется демонтировать или закрыть фанерой.

Далее обустраивается упор для воротка в этом качестве может быть использован лонжерон, рычаг подвески или любая подставка на земле. Важно, чтобы на упор был также подложен деревянный брусок. Далее все просто вручную проворачивается коленвал с воротком и отслеживается его траектория на предмет, не зацепим ли мы что-нибудь. Вороток устанавливаем в положение, чтобы он мог провернуться вместе с коленчатым валом примерно на четверть оборота по ходу, и коротко включаем стартер. Стартер разгонит коленвал и ударом ослабит затяжку болта. Иногда требуется две-три попытки.

Безусловно, можно стопорить коленчатый вал за венец маховика и отворачивать болт коленвала обычным способом, но в гаражных условиях очень велик риск повреждения зубчатого венца, из-за чего впоследствии придется снимать КПП и маховик. Вполне возможно ослаблять болт демпфера, стопоря коленвал через трансмиссию (на четвертой или пятой передаче) тормозами. Но упругость опор двигателя и податливость трансмиссии, а также слабое сцепление могут сделать эту процедуру невозможной.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Ни в коем случае не надо отворачивать полностью центральный болт вы всегда успеете это сделать. Болт надо только ослабить максимально на один оборот, а то и меньше.

После ослабления болта необходимо вернуться в положение совмещения всех меток и больше коленчатый вал не поворачивать. Для предотвращения случайного проворота коленвала стартером рекомендуется отключить аккумулятор. А для страховки от проворачивания коленвала через трансмиссию во время перемещений машины рекомендуется, поставив КПП в нейтральное положение, надеть на кулису полиэтиленовый пакет в качестве напоминания.

Теперь можно снимать демпфер крутильных колебаний, нижний кожух ремня ГРМ и ролик натяжитель. Ролик-натяжитель крепится гайкой под ключ на 15 (если присутствует иная гайка, то это означает, что в вашем моторе ковырялись, а более крупная гайка будет мешать вам потом натягивать ремень). При снятии демпфера зубчатый шкив коленчатого вала может остаться на месте (и тогда его трогать не надо), но возможно, что шкив снимется вместе с демпфером. Тогда их надо разделить, все промыть и шкив водворить обратно на вал.

Теперь можно скинуть ремень ГРМ и отвернуть гайку крепления шкива ТНВД. Для стопорения шкива ТНВД при отворачивании гайки в мастерских используют специальный захват. В гаражных условиях это может быть выполнено с помощью воротка с головкой на 13 продетого через отверстие в шкиве и надетого на гайку крепления насоса. После снятия гайки необходимо спрессовать шкив с насоса. Сидит он там, как правило, весьма крепко. Ни стучать по шкиву или насосу недопустимо, ни подсовывать монтировки гарантировано повреждение насоса. Допустима только распрессовка с помощью съемника, но использование универсальных съемников, цепляющихся за внешний обод шкива опасно возможностью повреждения самого шкива т.к. он весьма непрочен. Спокойно и уверенно процедура может быть выполнена с помощью специального очень жесткого съемника, цепляющегося за шкив через отверстия в нем. Один из вариантов такого съемника представлен на фото 1 и 2.

Съемник 1 Съемник 2
Фото 1 Фото 2

При снятии ТНВД необходимо выполнять следующие правила:

Пока ваш ТНВД снят, у вас есть прекрасная возможность изготовить ключ для натяжения зубчатого ремня. В ролике-натяжителе есть два отверстия диаметром 4 мм. Ключ представляет собой полосу 4 мм толщиной с двумя штырями диаметром 4 мм под отверстия в ролике и выборкой под гайку крепления. В новых конструкциях моторов VW ролик-натяжитель имеет встроенную пружину, и натяжение ремня осуществляется совмещением меток на стрелке и основании ролика.

Теперь обсудим порядок сборки мотора. Прежде всего, необходимо спрессовать шкив с распредвала. Ослабляем его болт, стопоря шкив стержнем, продетым через отверстие в шкиве и опертого на плоскость головки через деревяшку. На станциях для этого используют тот же захват, что и для шкива ТНВД. Важно следить, чтобы во время ослабления распредвал не провернулся, и клапаны не уперлись в поршни. В неблагоприятном случае это чревато загибанием клапанов. Сам шкив спрессовывают тем же съемником, что и шкив ТНВД. Очень часто в гаражном ремонте практикуется сбивание шкива резким ударом через жестяной кожух со стороны головки или бородком через отверстие в кожухе. Однако в результате такой процедуры иногда отламывается конец распредвала. Иногда сразу, иногда через несколько месяцев… формально удалять болт шкива распредвала и снимать сам шкив нет нужды, необходимо только обеспечить их взаимную свободу. Более того, при сборке механизма газораспределения шкив должен быть сразу надет на распредвал и болт подтянут так, чтобы шкив только слегка люфтил на валу. Далее в паз распредвала вкладывается пластина, и вал считается установленным.

В обратном порядке устанавливается на место ТНВД, соблюдая следующие условия: